этот банер продается

Подписка на новости

Email:
Раздел:
Rambler's Top100
Подстаканникподставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.

Зеркало Эпохи

Что такое подстаканник известно большинству населения, проживающему в исторических границах бывшего Советского Союза. Более того, трудно в России трудно найти человека, который, хотя бы раз в жизни не держал бы его в руках либо не видел бы подстаканник в буфете в отчем доме, не находил бы его на дачах, или, что совсем невозможно, не пользовался бы ими в поездах.

Конечно, подстаканник как элемент чаепития, художественная ценность и милая вещица был известен и до образования Советского Союза. Но именно в этом большом государстве, которое раскинулось на 1/6 часть суши, подстаканнику был придан статус не столько приспособления для защиты рук от горячего чая, сколько рупора трудовых и военных побед, галереи памятных дат, зеркала, отражающего  великие свершения.

До сих пор остается загадкой, с чьей именно легкой руки, подстаканник  превратился из ненавистного новой власти мещанского атрибута превратился в такой дорогой для сердца каждого советского человека предмет.

Призванный на службу тотальной пропагандой подстаканник должен был, прежде всего вызывать гордость за свою страну, великое социальное братство и подчеркивать стабильность и мощь Советской империи.

Импульс к внедрению в широкие слои народных масс, подстаканник получил в середине 1920-х годов. Основных причин, обусловивших это явление, несколько.

Во-первых,  молодое государство отказалось изготавливать посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого  пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук творцов революции ему была необходима защитная окантовка.

Во-вторых, именно в этот период  бурного развивается железнодорожное сообщение между различными регионами большой страны, естественно, увеличивается пассажиропоток, возникает необходимость в таких предметах, благодаря которым едущий в поезде человек чувствовал бы себя комфортно.

Третья  причина заключается в том, что в Советской стране формируются жесткий «корпоративный» стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляются подстаканники.

Еще одной причиной, обусловившей массовый выпуск и разнообразие видов подстаканников, стали начавшаяся активная индустриализация, увеличение добычи полезных ископаемых. Механизация производственных процессов наряду  с ростом производства металла сыграла одну из главных ролей в судьбе не только всей страны в целом, но и в судьбе подстаканника в частности.

Сегодня просто физически невозможно даже приблизительно подсчитать количество выпущенных в СССР подстаканников – их производили десятки предприятий.  Если учесть, что подстаканники выпускали разные, посвященные всему и вся, становится ясно - лучшего поля для коллекционера и не найти. Справочная литература по форме и тематике выпущенных подстаканников, а также статистические данные о производителях, технологиях производства и количества выпускавшейся продукции по какой-то необъяснимой причине полностью отсутствуют, по крайней мере в открытом доступе. А ведь в таком, насквозь плановом государстве, как СССР, подобные источники информации обязаны были  существовать. Поэтому человек, принявший решение коллекционировать подстаканники, подобен первопроходцу, каждый день открывающему новые земли.

Посвящается ему!

Классификацию подстаканников целесообразно производить по трем основным параметрам: материалу изделия (из чего сделано), тематике (чему посвящено) и технике изготовления подстаканника (как сделано).

Материал изделия

Требования к материалу были просты: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбрали: нержавеющую сталь, мельхиор (сплав медь – никель) и его разновидности, например, нейзильбер (сплав медь – никель – цинк), алюминий, реже - латунь, бронза и серебро. Нередко на мельхиор, сплав МНЦ, бронзу и латунь наносилось наружное глубокое серебрение. Делали это, чтобы придать подстаканнику благородный вид. Серебрение, как правило, не наносили на изделия из алюминия  и нержавеющей стали.

Мельхиоровые подстаканники

Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Именно из этого материала сделано максимальное количество подстаканников советской тематики. Вот лишь некоторые из них: Победа советского народа в Великой Отечественной Войне («Воин освободитель»), памятные события и даты в жизни государства («XXV Съезд»), архитектурные памятники и города-герои («Спасская башня»). Целый ряд подстаканников посвящен космической тематике: здесь и запуск первого спутника («Спутник»), первый пилотируемый полет, покорение космоса женщиной («К звездам»). Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. Стоимость таких подстаканников на момент изготовления составляла от 2 до 5 рублей (цены указаны после денежной реформы 1961 года).

Нельзя не сказать о широком спектре подстаканников на бытовые темы, выполненных, например, с фруктово-цветочными орнаментами и узорами ( «Малина»), на сюжеты устного народного творчества ( «Зимняя тройка»), а также с фигурными композициями («Доспехи»). Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

 

Подстаканники из алюминия и нержавеющей стали

Наибольшее распространение такие подстаканники получили в 70 – 80-х годах века, благодаря невысокой стоимости и технологичности этих материалов.

На подстаканники из нержавеющей стали обычно не наносили никаких дополнительных покрытий. Алюминиевые же по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые подстаканники.

Тематика алюминиевых и нержавеющих подстаканников, предназначенных для рядовых граждан, была незамысловатой: цветочные орнаменты или графические узоры («Цветочный узор» и «Виноградная гроздь»), сцены из любимых сказок («Уральские сказы»), города отчизны («Москва-кремль») и  другие разнообразные сюжеты («Чайка», «Добыча»).

Стоимость подстаканников из нержавеющей стали и алюминия на момент изготовления варьировалась в пределах 50 копеек - 2 рублей. Самыми дешевыми были простые алюминиевые подстаканники. Именно ими обеспечивали различные государственные учреждения ( «Солдатский»).

Бронзовые и серебряные подстаканники

Таких подстаканников изготавливали меньше, чем мельхиоровых алюминиевых и из нержавеющей стали. Прежде всего это объясняется высокой стоимостью материала и его эксклюзивностью. Самыми распространенными были изделия Кубачинского художественного комбината, возникшего на базе ювелирной артели, организованной в 1924 году. Кубачинские серебряные подстаканники – это скорее высокохудожественное произведение и дорогой подарок, чем средство пропаганды. Большинство кубачей украшены растительными узорами в виде переплетающихся стеблей с цветами и листьями. При их производстве использовали такие техники, как гравировка, чернь, штихельная узорная резьба, золочение. Некоторые экземпляры выполнены с применением фактурной обработкой фона, на котором помещен крупный растительный узор. Стоили серебряные подстаканники 13 – 15 рублей.

Тематика подстаканника

Как мы уже сказали, тематический спектр подстаканника, рожденного в СССР, очень широк, однако постараемся перечислить основные направления:

§         символика страны Советов,

§         годовщины революции и государства,

§         памятные события: съезды, выставки;

§         архитектурные памятники: здания, сооружения;

§         известные люди: памятники, портреты, изображения;

§         железнодорожная символика,

§         сказки и сказочные персонажи,

§         представители животного мира,

§         композиции и орнаменты из цветов и фруктов,

§         графические узоры и композиции,

§         подстаканники, выполненные в технике скань (филигрань),

§         стилизации под старину.

Технология производства

Технология изготовления подстаканников развивалась вместе с развитием машиностроения. Прежде всего, технология производства изделий в массовом масштабе должна обеспечивать высокую технологичность и относительно невысокие стоимостные затраты.

Техники изготовления подстаканников, применявшиеся в Советском Союзе:

§         литье,

§         штамповка,

§         гравировка,

§         скань (филигрань).

На начальном этапе небольшие партии подстаканников для внутренних нужд МПС (Министерство Путей Сообщения) изготавливали мелкие частные артели по технологии литья и ручной гравировки. С началом всеобщей индустриализации, когда советское государство вставало на промышленные рельсы, появилась высокоточная штамповка, центробежное литье и автоматическая пайка. Единственная операция, которая осталась ручной при этих способах производства,  - изготовление штампа или формы.

Наряду с этими технологиями возродился и известный с XVI века в народном промысле техника – скань, или филигрань. Суть этого метода заключается в следующем: сначала тонкие проволочки вручную спаивают в металлические «веревочки», из них сплетается рисунок подстаканника. Тематика всех филигранных подстаканников – витиеватые узоры, так называемое металлическое кружево, что обусловлено технологией старейшего народного промысла. Однако и в подстаканниках, выполненных по этой старинной технологии, не обошлось без пропагандистских тенденций. Известны экземпляры, где на ажурном тончайшем фоне помещен медальон с очередной памятной советской датой, выполненной методом гравировки. Заметим, что ручка у филигранных подстаканников может быть как обычной металлической («Хвост павлина»), так и выполненной  в технике скань («Морозный узор»).

На всех подстаканниках, выпускавшихся в СССР, на тыльной стороне или на ручке, ставили несколько клейм. Как правило, это были: эмблема или название завода-изготовителя, материал изделия, а также его стоимость в розничной сети. На изделиях, которые производились по государственному заказу, т.е. для комплектации поездов, нужд советской армии или иных государственных структур, цена не указывалась. Такие подстаканники никогда не поступали в свободную продажу. Следует также сказать, что на подстаканниках из пищевого алюминия, никогда не ставилось клеймо с указанием материала изделия.

Современный рынок подстаканников

Сегодня на российском антикварном рынке сегмент, приходящийся на подстаканник, очень узок. Скорее всего данный предмет не нашел еще достойного количества почитателей или пока не рассматривается нашими современниками в качестве антиквариата. Возможно, поэтому недорого стоит подавляющее большинство подстаканников. Так, например, мельхиоровые подстаканники оцениваются в пределах от 10 - 50 у.е. за изделие, нержавеющие и алюминиевые – от 0,5 - 7 у.е., бронзовые и латунные - от 30 - 70 у.е., серебряные от 50 - 200 у.е. Конечно, указанные стоимостные границы относятся к наиболее распространенным экземплярам, а также зависят от состояния конкретного изделия. Цена редко встречающихся или изготовленных штучно изделий определяется спросом на них у коллекционеров в каждом отдельном случае. Желающему приобрести этот легендарный атрибут ушедшей эпохи, стоит прежде всего набраться терпения и посетить интернет-аукционы, «блошиные» рынки или заглянуть в антикварные магазины. Все эти достойные «места» предлагают более чем широкий спектр всевозможных подстаканников – от обычных «народных» до редких и эксклюзивных, изготовленных в единственном экземпляре. 

Вместо заключения

Безусловно, за последнее время предпочтения россиян в отношении посуды, из которой пьют чай, изменились. Однако стиль так называемого «советского ампира» остается востребованным и в наше время. Не будем забывать, что подстаканник, какую бы он ни нес смысловую нагрузку, это прежде всего подстаканник, который просто должен быть использован по прямому назначению. Это изделие, способное не только украсить любой чайный стол, но и внести душевную теплоту в дружеское и семейное застолье. По данным исследования, проведенного одной из крупных чайных компаний, около 2% жителей России используют подстаканник в быту.

Хотя на сегодняшний день нет ни научного термина, обобщающего собирательство подстаканников, ни клуба, объединяющего любителей и коллекционеров подстаканников, но, несмотря на утрату большинством людей веры в классовые учения советского строя, подстаканник, веющий дыханием ушедшей эпохи, продолжает жить и снова входит в моду.

Елисей Кудряшов

этот банер продается
этот банер продается
Loading